Как вести себя с коллекторами

11 марта 2019

 

Согласно Федеральному  закону  № 230-ФЗ, «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», вступившего в силу  1 января 2017 года,  Служба судебных приставов уполномочена контролировать деятельность коллекторов.

Данным Законом установлены ограничения, условия и порядок деятельности кредитора или лица, действующего от его имени. При этом Закон не освобождает заемщиков от исполнения обязательств, поэтому сами по себе требования кредиторов, предъявленные в рамках закона, правомерны и не могут рассматриваться как нарушение прав.  
Коллекторы имеют право контактировать с клиентом посредством личных встреч, телефонной связи (переговоров, автоинформаторов), SMS-уведомлений, электронной и почтовой переписки.
Учитывая данные ограничения, стоит любые варианты контактов фиксировать, то есть записывать звонки, снимать видео в случае визитов, сохранять сообщения и т.п. Такой подход позволит контролировать частоту взаимосвязи, а при нарушении норм на руках будет доказательная база.

При любых контактах запрещены угрозы причинения вреда здоровью или жизни, уничтожения или повреждения имущества. Также недопустимы унижение чести, достоинства и оказание психологического давления. Стоит отметить, что коллекторы не имеют права вводить в заблуждение должника относительно последствий неуплаты долга. Также не допускается привлечение к взысканию одного долга нескольких организаций.
В зависимости от варианта связи с должником коллекторы обязаны выполнять определенные требования. Так, при осуществлении звонка коллектор должен назвать организацию, от которой он действует, кредитора, от имени которого действует, предупредить о записи телефонных переговоров. В текстовых, голосовых и иных сообщениях, помимо вышеизложенного необходимо указывать номера контактных телефонов коллектора, кредитора, а также должна содержаться информация о наличии просроченной задолженности.
В письменном уведомлении должно содержаться максимальное количество информации: реквизиты организации, требующей погашения задолженности (ОГРН, ИНН, юридический адрес); контакты кредитора (телефонные номера, почтовый и электронный адрес); сведения о документах, подтверждающих наличие долга (договор, дополнения к нему и т.п.); информация о документах, предоставляющих право требования (агентский договор, договор цессии и т.п.); подпись ответственного сотрудника и его ФИО полностью; реквизиты для погашения задолженности.

Общение с целью воздействия на должника, с его друзьями, знакомыми, родственниками, соседями, коллегами по работе должно проводиться по такому же принципу, как и общение с самим должником. Однако взаимодействовать с указанными третьими лицами коллекторы имеют право только в том случае, если сам должник дал согласие на взаимодействие, а третьи лица не выразили своего несогласия. Согласие на взаимодействие с третьими лицами может быть отозвано в любое время.

Если с момента возникновения просрочки по кредиту или микрозайму прошло более 4-х месяцев, должник имеет право направить в адрес банка или МФО, а также в адрес коллекторского агентства письменный отказ от общения с коллекторами на тему погашения задолженности. При получении такого отказа кредитор будет иметь возможность только направлять почтовые отправления о задолженности, либо взыскивать долг только через суд. Кроме того, должник в любой момент может направить заявление на взаимодействие по вопросу взыскания долга только через адвоката.

Если коллекторы грубо нарушают права должников или третьих лиц, пытаются изъять имущество, ведут себя агрессивно, угрожают, оскорбляют, хамят, портят имущество, например  расписывают подъезд, ломают замки и т.д., необходимо обращаться в полицию. Указанные действия могут повлечь административную, а также уголовную ответственность (ст. 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», ст. 163 УК РФ «Вымогательство», ст. 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества», ст. 214 УК РФ «Вандализм», ст. 213 УК РФ «Хулиганство»).
Если коллекторы не угрожают жизни и здоровью, но в то же время нарушают процедуры, прописанные в Законе, например частоту или время звонков, личных встреч и т.д., то в этом случае все зависит от того, кто именно нарушил права. Если это не кредитная организация, коллекторская организация, состоящая в государственном реестре или нелегальный коллектор, то необходимо обратиться в Федеральную службу судебных приставов. Если нарушитель кредитная организация, то необходимо обратиться в Банк России. Если допущено разглашение персональных данных должника или третьих лиц без их согласия, то необходимо обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Вероятность положительного разрешения вопроса выше, если вместе с заявлением предоставить в государственный орган материалы, подтверждающие факт нарушения. Это могут быть скриншоты экранов мобильного телефона, детализация звонков, аудио- или видеозапись звонков и личных встреч.
В случае нарушения установленного порядка взаимодействия с должниками есть риск исключения организации из государственного реестра  и привлечения ее к административной ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ. Нарушители могут быть подвергнуты крупным штрафам. Ответственность может наступить для юридических и физических лиц, учредителей коллекторского агентства, для членов совета директоров. Санкция статьи предполагает такие виды наказаний, как штраф до пятисот тысяч рублей, административное приостановление деятельности, дисквалификацию. Частью четвертой этой же статьи предусмотрена ответственность за незаконное осуществление деятельности коллекторского агентства лицом, не включенным в единый государственный реестр. В этом случае санкция предусматривает штраф до двух миллионов рублей.

Обращаем внимание граждан на то, что в случае нарушения коллекторскими агентствами положений вступившего в законную силу Федерального закона они могут обращаться в УФССП России по Чеченской Республике с заявлением на незаконные действия сотрудников коллекторских агентств. Дополнительную информацию, касающуюся порядка обращений, можно получить по телефону: 8(8712)22-61-68

Для сведения: в настоящее время  на территории Чеченской Республики не зарегистрировано ни одно коллекторское агентство.

 

Пресс-служба УФССП России по Чеченской Республике

 E-mail: smi@r20.fssprus.ru

 Телефон доверия: (8712) 22-24-45

 

 

Время создания/изменения документа: 11 марта 2019 15:06 / 16 марта 2019 17:22

Версия для печати